Ка-31
Разработчик: | ОКБ Камова |
---|---|
Страна: | СССР |
Первый полет: | 1987 |
Тип: | Вертолет ДРЛО |
Корабельный вертолет радиолокационного дозора, первоначально имел обозначение Ка-29 РЛД; снабжен поисковой РЛС с вращающейся антенной длиной 5.75 м и площадью 6 м², установленной под фюзеляжем и прилегающей к его нижней поверхности в сложенном положении. При работе антенна отклоняется на 90° вниз, при этом опоры шасси поджимаются, чтобы не мешали вращению антенны. РЛС обеспечивает обнаружение и сопровождение до 20 целей с размерами истребителя на расстоянии 100—150 км и 250—285 км для надводных целей. С экипажем из двух человек вертолет имеет продолжительность патрулирования 2.5 ч при полете на высоте 3500 м.
Вертолет корабельного базирования Ка-31 предназначен для защиты от ударов с воздуха соединений боевых кораблей, действующих вне зоны действия береговых РЛС и самолетов ДРЛО. Необходимость в таких вертолетах особенно ярко проявилась во время англо-аргентинского вооруженного конфликта в районе Фолклендских (Мальвинских) островов, когда отсутствие в составе английских экспедиционных сил самолетов или вертолетов ДРЛО не позволило своевременно осуществлять поиск, обнаружение и перехват низколетящих самолетов противника. Использование же в качестве средства ДРЛО эскадренных миноносцев привело к потере двух таких миноносцев («Шеффилд» и «Ковентри»).
Задание на разработку вертолета ОКБ им. Н.И. Камова получило в 1985 г., первый полет опытного образца состоялся в 1987 г., после длительных испытаний и доводки вертолет был принят на вооружение авиации ВМФ России в 1995 г. Серийное производство вертолета подготовлено на вертолетном заводе в г. Кумертау.
При разработке Ка-31 за основу были взяты планер, силовая установка и несущая система транспортно-боевого вертолета Ка-29. Наибольшая сложность при этом заключалась в сопряжении мощной радиолокационной станции с остальным пилотажно-навигационным оборудованием вертолета и обеспечение достаточной стабильности полета вертолета при вращающейся антенне РЛС.
На вертолете установлена система ДРЛО Е-801 «Око», разработанная в нижегородском НИИ радиотехники. Система способна обнаружить цели типа истребителя на дальности 100—150 км, обеспечивая сопровождение одновременно до 20 целей. Надводные корабли могут быть обнаружены на дальности 250 км. Радиолокационная станция системы работает в дециметровом диапазоне, ее вращающаяся антенна массой 200 кг имеет длину 5.75 м и площадь 6 м². Время полного оборота антенны составляет 10 секунд. В транспортном положении антенна прилегает к нижней поверхности фюзеляжа, создавая при этом минимальное аэродинамическое сопротивление. Для перевода в рабочее положение антенна отклоняется вниз на 90°, при этом стойки шасси приподнимаются вверх, чтобы шасси не мешало работе РЛС.
Пилотажно-навигационный комплекс вертолета, разработанный в КБ приборостроения в Саратове, кроме стабилизации полета вертолета с вращающейся антенной, обеспечивает также выдерживание заданных параметров курса и высоты полета, полет по заданной трассе и автоматический заход на посадку и зависание на высоте 25 м над местом посадки. Полеты могут выполняться в любое время суток в простых и сложных метеорологических условиях.
Вертолет может базироваться на тех же кораблях, что и Ка-27 и Ка-29. Возможно также использование его в сухопутном варианте для решения задач ПВО наземных войск.
Модификация | Ка-31 |
---|---|
Размеры, м: | |
диаметр несущего винта | 15.90 |
длина фюзеляжа | 11.60 |
высота | 5.50 |
ширина фюзеляжа | 3.80 |
Массы и нагрузки, кг: | |
пустого | 5520 |
нормальная взлетная | 11400 |
максимальная взлетная | 12500 |
Двигатели: | 2 ГТД Климов ТВ3-117ВК |
взлетная мощность, кВт/л.с. | 2 x 1660/2 х 2200 |
Летные данные: | |
максимальная скорость, км/ч | 255 |
крейсерская скорость, км/ч | 220 |
практическая дальность, км | 680 |
продолжительность полета, ч.мин | 2.30 |
практический потолок, м | 5000 |
статический потолок, м | 3500 |
экипаж, чел | 3 |
Дополнительная информация
Фотографии