SO-1221 Djinn
Разработчик: | SNCASO |
---|---|
Страна: | Франция |
Первый полет: | 1953 |
Тип: | Вспомогательный многоцелевой вертолет |
Опыт, полученный на экспериментальных вертолетах "Ariel" привел к убеждению, что реактивный привод несущего винта вертолета можно обеспечить струями сжатого воздуха, истекающими из сопел на концах лопастей, избежав дополнительного веса горючего и систем зажигания, как в аппаратах "Ariel". В итоге 2 января 1953 года в воздух поднялся экспериментальный аппарат SO-1220 компании SNCASO, имевший простую конструкцию из стальных труб без обшивки, двухлопастный винт и одно открытое сиденье пилота. Силовой установкой был турбокомпрессор Turbomeca Palouste, вырабатывавший большой объем сжатого воздуха, который выпускался из реактивных сопел на концах лопастей. Испытания прошли успешно, что привело к строительству пяти двухместных опытных аппаратов SO-1221 с полностью закрытой кабиной, первый из которых совершил полет 16 декабря 1953 года. Спустя всего 13 дней этот вертолет установил новый рекорд высоты для своего класса, равный 4789м.
Интерес французской армии ускорил строительство 22 предсерийных вертолетов, причем большинство из них предназначалось для эксплуатационной оценки, первый поднялся в воздух 23 сентября 1954 года. Несколько позднее три аппарата из этой партии были приобретены Армией США для оценочных испытаний под обозначением YHO-1. Французская армия с энтузиазмом отнеслась к возможностям и простоте аппарата SO-1221 "Djinn", заказав 100 машин. Они использовались для эвакуации пострадавших (с пилотом и двумя внешними носилками), связи, наблюдения и тренировок.
Первый серийный аппарат поднялся в воздух 5 января 1956 года и получил сертификат летной годности Франции и США в апреле 1958 года. Когда в середине 60-х годов серийное производство завершилось, было построено в общей сложности 178 вертолетов, которые экспортировались почти в 10 стран. Многие из этих аппаратов использовались в сельском хозяйстве, оборудованные двумя баками для жидких химикатов.