Мир винтокрылых машин

СШАSH-2 Seasprite

Вертолет SH-2 Seasprite
Разработчик:Kaman
Страна:США
Первый полет:1959
Тип:Противолодочный вертолет


Вертолет разработан фирмой Kaman во второй половине 50-х годов по заказу ВМФ США. Он предназначался для проведения поисковых и спасательных операций на море. Однако наибольшее распространение получили его модификации, предназначенные для борьбы с подводными лодками. Опытный вертолет этого типа под обозначением HU2K-1 совершил первый полет 2 июля 1959 года. Выпускавшиеся серийно вертолеты (к середине 60-х годов было построено около 170 машин) имели обозначение UH-2A и В и представляли собой выполненные по одновинтовой схеме с рулевым винтом однодвигательныс вертолеты с трехстоечным колесным шасси. Основные стойки шасси, снабженные сдвоенными пневматиками, в полете убираются в ниши в фюзеляже. Задняя стойка с одним пнсвматиком не убирается. Вертолет имеет фюзеляж самолетного типа, в передней кабине которого располагается экипаж из двух человек, а в грузовой кабине могут разместиться до 10 человек или соответствующий по весу груз. Для обеспечения возможности размещения вертолета на кораблях небольшого водоизмещения хвостовая балка и лопасти несущего винта выполнены складывающимися.

Силовая установка на вертолетах модификаций UH-2A и В состояла из одного газотурбинного двигателя мощностью 920кВт.

С целью улучшения летных характеристик и повышения боевых возможностей вертолеты «Sea Sprite» неоднократно модернизировались.

В сентябре 1983 года фирма Kaman возобновила производство вертолета SH-2F «Sea Sprite» системы LAMPS Мк.1. Вновь произведенные вертолеты предназначены для базирования на кораблях небольшого водоизмещения, с которых вертолеты SH-60B «Sea Hawk» системы LAMPS Мк.3 использоваться не могут из-за большого веса. В соответствии с контрактом к середине 1985 года в ВМС США поставлены первые 36 вертолетов. Общая потребность составляет около 90 единиц.

Фирма Kaman по своей инициативе разработала вариант вертолета SH-2F. В отличие от предшествующей, новая модификация оснащена более мощным газотурбинным двигателем Т700 фирмы General Electric. К другим ее преимуществам западные специалисты относят высокую надежность, экономичность (расход топлива снижен на 20%), простоту конструкции и технического обслуживания. В зависимости от пожеланий заказчика предусмотрено оснащение SH-2F различными образцами специального оборудования и вооружения. Так, вертолет, на котором установлены опускаемая гидроакустическая станция (вместо радио гидр о акустических буев) и процессор, обрабатывающий поступающую от нее информацию, предназначается для продажи Тайваню. По заявке командования ВМС Южной Кореи вертолет оборудуется поисковой РЛС и английскими противокорабельными ракетами «Sea Skua».

Модификации

UH-2 «Tomahawk» - опытный вертолет для подцержки наземных войск; оценочные испытания армией проводились в 1963-1964гг. В носовой части была размещена турельная установка, на которой могли быть установлены четыре пулемета М-6 калибром 7.62мм с боезапасом 8000 патронов, гранатомет М-5 калибром 40мм с боезапасом 150 гранат, одноствольная пушка М-39 калибром 20мм или трехствольная пушка М-61 калибром 20мм с боезапасом 300 снарядов. На пилонах по бокам фюзеляжа устанавливались два контейнера по 19 НАР калибром 70мм или 6 ПТУР;

YUH-2 - экспериментальный вертолет, развитие UH-2A, с низкорасположенным крылом и дополнительным ТРДД General Electric GЕ YJ85, установленным на пилоне с правого борта фюзеляжа; проходил летные испытания в 1963-1964гг. для оценки характеристик вертолета в полете с большими скоростями;

UH-2C - модификация с двумя двигателями фирмы General Electric T58-GE-8B мощностью по 940кВт каждый. С мая 1967 года в эту модификацию переоборудовались ранее выпущенные вертолеты модификаций UH-2A и В. При этом на них устанавливалось новое электронное оборудование для полетов в сложных метеорологических условиях, броневая защита для экипажа и вооружение (три пулемета калибром 7.62мм).

НН-2С - вооруженная модификация для проведения поисково-спасательных операций в условиях боевых действий во время вьетнамской войны. Вертолеты использовались частями морской пехоты США.

НН-2D - поисково-спасательный вертолет для береговой охраны США. Поставка шести вертолетов этой модификации осуществлена в 1970 году.

SH-2D - многоцелевой вертолет с оборудованием для поиска и борьбы с подводными лодками. В состав экипажа введен оператор бортового радиоэлектронного оборудования. В 1971 году в эту модификацию переоборудовано 20 вертолетов UH-2.

SH-2F - созданная в начале 70-х годов модификация для многоцелевой системы LAMPS Мк.1, включающей вертолет и корабль с соответствующей радиоэлектронной аппаратурой. В составе этой системы вертолет обеспечивает поиск, слежение и уничтожение подводных лодок противника, поиск и наблюдение за надводными кораблями, целеуказа-ние противокорабельным ракетным комплексам, а также проведение поисково-спасательных работ и транспортирование грузов. Для выполнения этих задач на вертолете смонтировано новое бортовое радиоэлектронное оборудование, включающее в себя поисковую РЛС, буксируемый магнитный обнаружитель, обнаружительный приемник и аппаратуру навигации и связи. На вертолете установлены более мощные двигатели T58-GE-8F [по 990кВт каждый) и новый несущий винт.

SH-2G «Super Sea Sprite» - озданная в конце 80-х годов модификация, направленная на повышение боевых возможностей системы LAMPS Мк.1. На вертолете установлены новые высокоэкономичньге двигатели фирмы General Electric T700-GE-401C с максимальной мощностью на валу по 1360кВт, в состав бортового радиоэлектронного оборудования введены шина распределения данных, цифровое счетно-решающее устройство, инфракрасная станция переднего обзора, информация от которой передается на корабль, а также станция инфракрасных помех и устройство для сброса дипольных отражателей и тепловых ловушек.

Конструкция

Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом, двумя ГТД и трехопорным шасси.

Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок. Нижняя часть сделана водонепроницаемой для аварийной посадки на воду. Обтекатель носовой части состоит из двух створок на шарнирах, складывающихся с обеих сторон фюзеляжа для уменьшения габаритов, требуемых для размещения на авианосце, в кабине экипажа расположены три сиденья для двух летчиков и оператора.

В грузовой кабине устанавливается лебедка опускаемой гидроакустической станции или магнитомера и оборудование системы LAMPS с сиденьем для оператора. В кабине могут быть установлены сиденья для четырех человек или двое носилок. Предусмотрена возможность транспортировки грузов массой до 1815кг внутри фюзеляжа или на внешней подвеске. По бокам фюзеляжа имеются узлы крепления подвесных баков или противолодочных торпед. На пилоне рулевого винта установлен неуправляемый подкосный стабилизатор размахом 2.97м.

Несущий винт четырехлопастный, с шарнирным креплением лопастей. Лопасти с хордой 0.55м, прямоугольной формы в плане, выполнены из КМ и имеют систему управления с использованием сервозакрылков; лопасти могут складываться вручную; втулка и крепежные узлы выполнены из титана. Скорость вращения несущего винта 298 об/мин.

Рулевой винт диаметром 2.45м, четырехлопастный, с шарнирным креплением лопастей. Лопасти прямоугольной формы в плане, складывающиеся, выполнены из алюминиевого сплава и стеклопластика.

Силовая установка состоит из двух ГТД General Electric 1700--GE-W1 мощностью по 1285кВт, установленных с обеих сторон пилона несущего винта и имеющих осевые воздухозаборники.

Шасси трехопорное, с хвостовым колесом, убирающиеся вперед основные опоры с масляными амортизаторами имеют сдвоенные колеса, хвостовая опора с масляно-пневматическим амортизатором. Колея шасси — 3.3м по внешним колесам, база шасси — 5.15м. Размер пневматиков основных колес 450 х 160мм, давление 1.73МПа, размер пневматика хвостового колеса 250 х 125мм, давление — 1.1МПа.

Топливная система. Общая емкость топливных баков 1800л, включая емкость двух внешних вспомогательных баков, составляющую 757л. Вертолет может быть снабжен системой дозаправки топливом в полете с кораблей (HIFR).

Электросистема переменного тока напряжением 115/220В питается от трехфазного генератора мощностью 15 кВА, который используется также для питания противообледенительной системы.

Электронное оборудование. Противолодочная система LAMPS Мк.1 включает: РЛС обнаружения LN-66HP; систему обеспечения мер радиоэлектронной поддержки AN/ ALR-66; тактическую навигационную систему AN/ASN-123C; две командные радиостанции дециметрового диапазона AN/ARC-159; магнитометр AN/ASQ-81; приемник сигналов от радиогидроакустических бyeв AN/ARR-75; самописец данных радиогидроакустических буев AN/ASA-26B и линию передачи и приема данных от радиогидроакустических буев AN/AKT--22V; контейнер для 15 радиогидроакустических буев "Дифар" и радиогидроакустических буев направленного действия. На экспортных вариантах вертолета могут быть установлены опускаемая гидроакустическая станция, устройства для обработки данных и ЭВМ для обеспечения выполнения боевой задачи, поисковая РЛС, совместимая с противокорабельными ракетами "Си Скьюа" и "Пингвин".

Дополнительное оборудование включает восемь дымовых шашек Мк.25, грузовой крюк для транспортировки на внешней подвеске грузов массой до 1815кг и спасательную лебедку грузоподъемностью 270кг, расположенную с правой стороны фюзеляжа.

Вооружение включает одну или две самонаводящиеся противолодочные торпеды Мк.46. Предусмотрена возможность установки противокорабельных ракет, пулеметов и НАР.

Тактико-технические характеристики

Размеры, м:
диаметр несущего винта13.41
диаметр хвостового винта, м2.46
длина фюзеляжа12.06
высота4.72
Двигатели:2 ГТД
General Electric T58-GE-8F
взлетная мощность, кВт/л.с.2х1007/---
Массы и нагрузки, кг:
максимальная взлетная5980
пустого снаряженого3186
Летные данные:
максимальная скорость, км/ч260
крейсерская скорость, км/ч220
6550
дальность действия, км660

Дополнительная информация

Фотографии

Фотографии SH-2 Seasprite
Hosted by uCoz