Мир винтокрылых машин

СССРКа-10

Ка-10
Разработчик:ОКБ Камова
Страна:СССР
Первый полет:1949
Тип:Многоцелевой вертолет


Вертолет Ка-10, являющийся развитием вертолета Ка-8, разрабатывался по тактико-техническим требованиям (ТТТ) ВМФ и предназначался для наблюдения и связи. Он имел такую же ферменную конструкцию без кабины, но был снабжен специально для него разработанным поршневым двигателем АИ-4Г мощностью 55 л.с. Соосные трехлопастные несущие винты диаметром 5.8м имели лопасти трапециевидной формы в плане с геометрической круткой -5°, выполненные из клееной древесины разных сортов со стальными наконечниками комлевой части. Втулки несущих винтов имели горизонтальные, вертикальные и осевые шарниры.

Посадочные опоры были выполнены в виде двух надувных баллонов из двухслойной прорезиненной материи, разделенных на четыре отсека для обеспечения живучести при повреждении.

Вертолет был оснащен необходимыми пилотажно-навигационными приборами и связной радиостанцией.

Первый полет первого их четырех опытных вертолетов Ка-10 был совершен 30 августа 1948 г. летчиком-испытателем М. Д. Гуровым, который вскоре погиб в одном из испытательных полетов при переходе к планированию на режиме самовращения несущих винтов. Дальнейшие испытания, в которых было выполнено более 200 полетов, продолжил механик вертолета Д.К. Ефремов, ставший летчиком-испытателем.

В октябре 1950 г. два вертолета Ка-10 были переданы на государственные испытания, проводившиеся в морских условиях, когда были выполнены впервые на вертолетах в нашей стране полеты с палубы крейсера «Максим Горький», положившие начало эксплуатации корабельных вертолетов. В 1951 г. было принято решение о производстве серии из 15 модифицированных вертолетов Ка-10М, снабженных ПД АИ-4В мощностью 55 л.с. и имевших большую взлетную массу 390кг. Диаметр несущих винтов был увеличен до 6.12м, была также увеличена площадь вертикального оперения, у которого вместо одной килевой шайбы стало две.

Испытания вертолетов Ка-10 и Ка-10М, проводившиеся в специально созданной в ВМФ вертолетной эскадрилье на Черном море, показали, что для обеспечения требований ВМФ необходимо создание более грузоподъемного двухместного вертолета с размещением экипажа в закрытой кабине.