Ка-15
Разработчик: | ОКБ Камова |
Страна: | СССР |
Первый полет: | 1953 |
Тип: | Многоцелевой вертолет |
В 1951 г. в ОКБ Н.И. Камова началась разработка нового легкого двухместного многоцелевого вертолета двухвинтовой соосной схемы Ка-15, и был выполнен его эскизный проект, а в начале 1952 г. он был представлен командованию ВМФ, после чего вышло постановление Правительства СССР о разработке корабельного вертолета Ка-15 с экипажем из летчика и наблюдателя для ведения разведки надводной обстановки и обеспечения связи между кораблями и береговыми базами.
В начале 1953 г. первый опытный вертолет Ка-15 был изготовлен, а 14 апреля 1953 г. летчик-испытатель Д.К. Ефремов совершил на нем первый полет. Государственные испытания вертолетов Ка-15 были завершены в 1955 г, а в 1956 г. было начато их серийное производство на авиационном заводе в Улан-Удэ, где до 1964 г. было построено 354 вертолета Ка-15 различных модификаций.
В 1955 г. вертолеты Ка-15 начали поступать в эксплуатацию в ВМФ, сперва в экспериментальную вертолетную эскадрилью, а затем в строевые части для наблюдения и связи и противолодочных операций, для выполнения которых требовалось три вертолета Ка-15 из-за их ограниченной грузоподъемности. Один из вертолетов оснащался двумя сбрасываемыми радиогидроакустическими буями (РГАБ) для обнаружения подводной лодки, а второй — приемным акустическим регистрирующим устройством (СПАРУ), воспринимающим сигналы РГАБ и передающим координаты подводной лодки третьему вертолету с двумя глубинными бомбами калибром 50кг и оптическим прицелом ОПБ-1Р. В 1957-1958 гг. были сформированы первые подразделения противолодочных вертолетов Ка-15, базирующихся на эскадренных миноносцах.
Вертолеты Ка-15 успешно использовались также в рыболовном флоте для разведки рыбы; для тренировки летного состава в 1956 г. был создан учебно-тренировочный вертолет УКа-15 с двойным управлением.
В 1958 г. был создан усовершенствованный вертолет Ка-15М с более мощным двигателем и большей грузоподъемностью и дальностью полета. Вертолеты Ка-15М использовались как противолодочные в ВМФ, а также как сельскохозяйственные с навесным оборудованием для разбрызгивания химикатов. На вертолетах Ка-15М летчиком-испытателем В. В. Виницким в 1958—1959 гг. были установлены два мировых рекорда скорости: 162.784км/ч на базе 100км и 170.455км/ч на базе 500км.