UH-1
Разработчик: | Bell |
Страна: | США |
Первый полет: | 1956 |
Тип: | Многоцелевой вертолет |
Разработка вертолета UH-1 "Хью" началась в 1955 г. по контракту с армией США в соответсвии со следующими требованиями: транспортировка шести или груза 400 кг с крейсерской скоростью195 км/ч при статическом потолке 1830 м и радиусе действия 185 км. Вертолеты должны были иметь силовую установку из одного ГТД и обладать ресурсом основных агрегатов не менее 1000 ч. Они должны были заменить такие же по грузоподъемности армейские вертолеты Сикорсокго UH-19 (S-55), имеющие силовую установку из одного ПД и обладающие крейсерской скоростью только 135 км/ч и статическим потолком 610 м.
Основными особеностями конструкции опытноговертолета Bell UH-1, сохранившимся в большинстве последующих модификаций, явились использование двухлопастного несущего винта на универсальном шарнире со стабилизирующим стержнем, двухлопастного рулевого винта с общим горизонтальным шарниром, большой грузовой кабины со сдвигающимися грузовыми дверями и полозкового шасси с небольшой высотой стоек, что бы обеспечить быструю загрузку и выгрузку солдат и снаряжения.
Первый полет опытного вертолета состоялся 20 октября 1956 г., летные испытания шести опытных и девяти предсерийных вертолетов UH-1 проводились в 1957-1958 гг. С 1958 г. началось серийное производство вертолетов UH-1A, а с 1962 г. - вертолетов UH-1D большей грузоподъемности, которые стали базовымидля большого числа модификаций. На вертолетах UH-1 в 1964-1965 гг. был установлен 21 мировой рекорд, в том числе скорости по прямой на базе 3 км, 15-25 км и по замкнутому маршруту 100, 500 и 1000 км, а также скороподъемности, дальности по прямой и замкнутому маршруту.
В 1962 году первые вертолёты UH-1 прибыли в Южный Вьетнам. Спустя два года они полностью заменили там устаревшие CH-21. Основными модификациями во Вьетнаме были UH-1B, UH-1C, UH-1D и UH-1H. Они использовались для решения самых различных задач. Вертолёты, предназначенные для переброски личного состава, на солдатском жаргоне носили название «слик» (от «slick» — скользкий: экипаж для облегчения вертолёта часто не устанавливал сидения). UH-1B и UH-1C в основном использовались для огневой поддержки войск и сопровождения транспотрных вертолётов, для чего дополнительно вооружались блоками неуправляемых ракет и пулемётами; они назывались «ганшипами» (gunship), а официальным определением было ARA. Во время северовьетнамского Пасхального наступления 1972 года два UH-1B прошли испытания в совершенно непривычной для них роли «охотников за танками», используя новейшие противотанковые ракеты TOW. Вне зависимости от текущей роли вертолёты всегда несли пулемётное вооружение, а в экипаж обязательно включались два бортовых стрелка.
«Хьюи» (англ. «Huey») — неофициальное прозвище вертолёта, но официальное название в Корпусе морской пехоты США. Имя «Huey» вертолёт получил из-за своего раннего (до 1962 года) обозначения HU-1 (Helicopter Utility — 1).
Всего было построено в США 10392 вертолета UH-1, а с учетом других модификаций и производства по лицензии в других странах - более 16000 вертолетов. Армия США уже не пользуется данным типом вертолётов, заменив его на UH-60, а Корпус морской пехоты США продолжает пользоваться UH-1, и вкладывает деньги в его усовершенствование. Последняя модель для морской пехоты — это UH-1Y
Модификации
UH-1A - многоцелевые и тренировочные вертолеты для армии США с несущим винтом диаметром 13,4 м, с одним ГТД Лайкомннг T53-L-1 взлетной мощностью 630 кВт/860 л.с. и взлетной массой 2950 кг, в кабине размещалось при одном летчике шесть солдат или трое раненых на носилкахс двумя сопровождающими; из-за ограниченной мощности двигателя обладали ограниченной скоростью и грузоподъемностью, было построено 173 вертолета;
UH-1B - многоцелевые вертолеты для армии с ГТД T53-L-5 взлетной мощностью 710 кВт/960 л.с., а затем T53-L-9 и 11 мощностью 860 кВт/1100 л.с. и взлетной массой 3850 кг; новый несущий винт диаметром 13,42 м с лопастями с увеличеной хордой до 0,533 м обеспечил увеличение взлетной массы до 3850 кг; в кабине могло разместиться до девяти солдат; вертолеты UH-1B производились серийно в 1962-1967 гг., построено 1010 вертолетов для армии и 32 для флота;
Bell 204В - гражданский вариант вертолета UH-1B, производился по лицензии в Италии фирмой "Агуста", построившей 260 вертолетов АВ204В и в Японии фирмой "Фудзи", построившей 104 вертолета В204;
UH-1C - многоцелевые вертолеты для армии США с одним ГТД T53-L-11 взлетной мощностью 810 кВт/1100 л.с. и T53-L-13(1030 кВт/1400 л.с.), построено 749 вертолетов;
UH-1E - многоцелевой вертолет для корпуса морской пехоты и флота, поставлено 209 вертолетов; отличался новым несущим винтом диаметром 13,42 м с лопастями с увеличеной хордой до 0,686 и втулкой типа "дверная петля", который в дальнейшем использовался на всех вертолетах;
EH-1H - вертолет радиоэлектронного противодействия, поставлено 10 вертолетов;
UH-1F - многоцелевой вертолет для ВВС с одним ГТД Дженерал Электрик T58-GE-3 мощностью 940кВт/1272 л.с., построено 146 вертолетов, а также 39 тренировочных вертолетов TH-1F и 30 спасательных вертолетов HH-1F;
TH-1L - тренировочные вертолеты для флота, отличались дополнительны оборудованием, поставлено 45 вертолетов и восемь вертолетов UH-1L;
HH-1K - поисковые и спасательные вертолеты для флота, поставлено 27 вертолетов;
UH-1D - многоцелевой вертолет для армии США с увеличенным диаметром несущего винта до 14,63 м, хордой лопастей 0,533 м и большими размерами кабины, в которой рамещалось два летчика и 1-12 солдат или шесть раненых на носилках с двумя сопровождающими. Вертолеты были снабжены одним ГТД T53-L-11 взлетной мощностью 810 кВт/1100 л.с., серийно производились в 1963-1968 гг. (построенно 2578 вертолетов), а также по лицензии в Германии фирмой "Дорнье" (построенно 458 вертолетов); на базе вертолета UH-1D были созданны новые модификации;
UH-1H - многоцелевой вертолет для армии США, развитие UH-1D с ГТД T53-L-13 взлетной мощностью 1030 кВт/1400 л.с., при одном летчике может перевозиться до 15 солдат, производился в 1967-1980 гг., построено 5064 вертолета для армии США;
Bell 205A - гражданский вариант вертолета UH-1H, фирмой "Белл" построено 358 вертолетов, производились по лицензии в Италии фирмой "Агуста", построившей 520 вертолетов АВ-205, и в Японии фирмой "Фудзи", построившей 135 вертолетлов;
Bell 208 "Туиндельта" - опытный вертолет с двумя ГТД T72-T-2 взлетной мощностью 1030 кВт/1400 л.с. и несущим винтом вертолета UH-1D, совершил первый полет в 1965 г.;
Bell 215 "Хьютаг" - опытный вертолет с одним ГТД T55-L-7 взлетной мощностью 1950 кВт/2650 л.с., несущим винтом диаметром 15,24 м и лопастями с хордой 0,686 м с сужающимися законцовками, совершил первый полет в 1968 г., предлагался в качестве вертолета-крана с грузоподъемностью 3000 кг при максимальной взлетной массе 6950 кг;
Bell 533 - экспериментальный винтокрыл на базе вертолета UH-1В со стреловидным крылом размахом 8 м и двумя ТРД Континентал J69-Т-9 тягой по 420кгс, во время испытаний в 1964 году достигнута максимальная скорость 379,8км/ч при взлетной массе 3855кг;
YUH-1B - экспериментальный винтокрыл на базе вертолета UH-1В с прямым крылом, четырехлопастным несущим винтом и двумя ТРД Пратт-Уитни JT-12 тягой по 1500кгс, проходил испытания с 1965 г.; 15 апреля 1969 года достигнута максимальная скорость 508,5км/ч при взлетной массе 4180кг, во время полета концы лопастей обтекались со скоростью, соответствующей числу M=1,01; максимальные скорости, достигнутые на винтокрылах Bell 533 и YUH-1B, не регистрировались в качестве международных рекордов для винтокрылов, хотя превышали их;
UH-1 "Пенетрейтор" - усовершенствованый транспортно-боевой вертолет, глубокая модификация UH-1H с узким фюзеляжем, как у вертолета AH-1, выполненый из композитных материалов, и с крылом. В двух местной кабине экипажа летчик размещался спереди, а стрелок - сзади, в основной центральной кабине может размещаться до 10 десантников. Вооружение состоит из двух пулеметов 12,7 мм, контейнеров с НАР и пусковых установок для УР. Максимальная взлетная масса 430 кг. Совершил первый полет в октябре 1991 г., дальнейшего развития не получил;
Bell 212 - двухдвигательный вариант вертолета Bell 205, начал разрабатывался в 1968 г. для министерства обороны Канады, снабжен двумя спаренными канадскими ГТД PT6T-3B общей взлетной мощностью 1342 кВт/1800 л.с., первый полет состоялся в 1969 г., серийное производство начато в США в 1970 г., было построено 813 вертолетов и в 1988 г. перенесено в Канаду, где было построено 367 вертолетов;
UH-1N - вариант двухдвигательного вертолета Bell 212 для вооруженных сил США, построено 345 вертолетов для ВВС, флота и корпуса морской пехоты, планируется модернизация 100 вертолетов UH-1N;
AB212 - многоцелевой вертолет, производится по лицензии в Италии фирмой "Агуста", построено 335 вертолетов;
AB212AS - противолодочный вариант вертолета для флота Италии, Греции, Ирака, Турции и Венесуэлы; снабжен опускаемым гидролокатором и системой автоматической стабилизации в полете на режиме висения, вооружение состоит из двух противолодочных торпед и глубинных бомоб;
Bell 214A - военно-транспортный вертолет для армии Иранан, заказавшей 283 вертолета, оптимизированных для эксплуатации в условиях гористой местности и высоких температур, рассчитан на перевозку 14 десантников или грузов массой 1815 кг в кабине и 2995 кг на внешней подвеске, производились в 1975-1979 гг., в 1975 г. на вертолетах Bell 214А установленны пять мировых рекордов высоты и скороподъемности;
Bell 214C - поисково-спасательный вертолет для Ирана, в 1976-1978 гг. построено 39 вертолетов;
Bell 214B "Биг Лифтер" - гражданский транспортный вертолет, мог перевозить на внешней подвеске грузы массой 3175 кг привзлетной массе 7260 кг, первый американский вертолет с лопастями из стеклопластика;
Bell 214ST "Супертранспорт" - усовершенствованный траспортный вертолет с двумя ГТД Дженерал Электрик CT7-2A взлетной мощностью по 1210 кВт/1625 л.с., производился серийно в 1979-1989 гг., поставленно 107 вертолетов;
Bell 412 - вариант вертолета Bell 212 с четырехлопастным несущим винтом, совершил первый полет 1979 г., сертифкат летной годности в США выдан в 1981г.;
Bell 412SP - усовершенствованый вариант увеличенным запасом топлива и повышенной комфортабельностью;
AB 412 "Грифон" - многоцелевой военный вариант вертолета Bell 412 разработан фирмой "Агуста", первый полет совершил в 1982 г., производился с 1983 г. для армии Испании и других стран; предназначен для разведывательных и штурмовых операций, непосредственной огневой поддержки, транспортировки боевого снаряжения, эвакуация раненых и поисково-спасательных операций;
AB 139 - новый многоцелевой вертолет, глубокое развитие вертолетов AB 212 и AB 412, впервые демонстрировался на авиакосмической выставке в Париже в 2001 г., снабжен новым пятилопастным несущим винтом, трехопорным убирающимся шасси и усовершенствованым оборудованием со "стекляной кабиной", начато серийное производство
Конструкция
Вертолет одновинтовой схемы с рулевыым винтом, одним или двумя ГТД и полозковым шасси.
Фюзеляж цельнометалический типа полумонокок, состоит из двухместной кабины экипажа, грузовой кабины и хвостовой балкис отогнутой вверх концевой балкой с рулевым винтом и стабилизатором. Обшивка выполнена из стеклопластиковых панелей с сотовым заполнителемю Предусмотрено бронирование ответственных элементов конструкции. Кабина экипажа рассчитана на двух летчиков, которые размещаются на бронированных сидениях, и имеет открывающиеся на шарнирах двери, которые могут сбрасываться. На вертолете UH-1H в транспортном варианте в грузовой кабине размерами 2,61х2,34х1,25 м размещаются до 14 десантников на сиденьях повышенной прочности или грузы массой 1760 кг; в санитарном варианте в кабине устанавливаютсяшесть носилок и сиденья для двух сопровождающих. Доступ в кабину обеспечивается через сдвижные двери размерами 2,34х1,24 м с шарнирными створками с каждой стороны фюзеляжа для быстрой загрузки выгрузки. В полу кабины имеются узлы крепления сидений, носилок, лебедки и специального оборудования. За кабиной предусмотрен багажный отсек для размещения груза массой 180 кг. Кабина снабжена системой вентиляции принудительного типа, под фюзеляжем имеются 18 узлов крепления груза и грузовой крюк для перевозки на тросе грузов массой до 1360 кг.
Шасси полозкового типа усиленной конструкции, для передвижения по земле устанавливаются спаренные колеса. Колея шасси 2,6 м. Может устанавливаться трехколесное или поплавковое шасси.
Несущий винт двухлопастный на универсальном шарнире с конструктивным углом конусности 3 °. Втулка выполнена из стали и легких сплавов, серху втулки установлен стабилизирующий стержень, включенный в цепь управленияшагом лопастей, позже был заменен автоматической системой повышения устойчивости. Лопасти прямоугольной формы в плане, изготовлялись из алюминиевых сплавов со штампованным лонжероном и секциями, позже - из композиционных материалов с накладками из полиуретана и нержавеющей стали вдоль носка. Вертолеты Bell 412 имеют четырехлопастный несущий винт.
Рулевой винт диаметром 2,59 м, двухлопастный, цельнометаллический с общим горизонтальным шарниром, лопасти прямоугольной формы в плане.
Оперение состоит из уплавляемого стабилизатора и киля, служащего пилоном рулевого винта. Стабилизатор размахом 2,59 м прямоугольной формы в плане. Отклонение стабилизатора синхронизировано с продольным управлением для увеличения диапазона центровок. Киль снабжен хвостовой опорой.
Силовая установка. В однодвигательных вариантах ГТД установлен за главным редукторомв обтекателе с боковыми воздухозаборниками. В двух двигательных вариантах ГТД установлены рядом в общем обтекателе и имеют отдельные боковые воздухозаборники, независимую маслосистему и автоматическую систему управления.
Топливная система состоит из двух взаимосвязаных магистралей с двумя электронасосами и пятью топливными баками общей емкостью 850 л; три бака установлены в задней части кабины, а два - под полом кабины. Два дополнительных топливных бака емкостью 568 л устаналиваются в перегоночном варианте.
Трансмиссия включает главный редуктор, редуктор двигателя, редуктор привода рулевого винта и соединительные валы.
Система управления стандартного типа. Управление общим и циклическим шагом винтов бустерное с жесткой проводкой. Две параллельные гидравлические системы полностью автономные. Предусмотрена установка в кабине управления для второго летчика.
Электросистема стандартного типа. Цепь постоянного тока включает два стартер-генератора (30 В, 300 А) и никель-кадмиевую аккумуляторную батарею (34 А*ч). В цепи переменного тока имеются три преобразователя переменного тока (250 ВА) на полупроводниковых элементах.
Электронное оборудование может включать стандартные пилотажно-навигационные системы, систему опознавания, радиовысотомер, КВ и УКВ системы связи с координированием передач, автоматический радиокомпас, дальномерную аппаратуру, доплеровскую РЛС и автоматическую систему управления полетом по четырем каналам.
Дополнительное оборудование: спасательная лебедка грузоподъемностью 270 кг и крюкдля подвески грузов массой 2230 кг.
Вооружение. В военных вариантах устанавливаетсяразличное вооружение: две пушки калибром 20 мм, 4-8 ПТУР "Тоу", два контейнера по 19 НАР калибром 70 мм, два пулемета 12,7 мм в контейнерах, четыре УР воздух-воздух или противокорабельных "Си Скьюа"; в противолодочном варианте вооружение состоит из двух противолодочных торпед или глубинных бомб.
Тактико-технические характеристики
Размеры, м: | ||
диаметр несущего винта | 14,63 | |
длина с вращающимися винтами | 17,62 | |
длина фюзеляжа | 12,77 | |
высота с вращающимся рулевым винтом | 4,41 | |
UH-1H | UH-1N | |
Двигатели: | 1 ГТД Текстрон Лайткоминг T53-L-13 | 2 ГТД Пратт-Уитни Канада PT6T-3B (сдвоеные) |
взлетная мощность, кВт/л.с. | 1044/1400 | 1342/1800 |
Массы и нагрузки, кг: | ||
максимальная взлетная | 4310 | 5080 |
пустого снаряженого | 2365 | 2720 |
максимальная нагрузка | 1760 | 2270 |
Летные данные: | ||
максимальная крейсерская скорость, км/ч | 204 | 185 |
статический потолок без учета влияния земли, м | 610 | - |
статический потолок с учетом влияния земли, м | 3050 | 3350 |
динамический потолок, м | 4145 | 3960 |
дальность полета, км | 510 | 420 |
Дополнительная информация
Фотографии
Варианты окраски