Ка-50 Черная Акула

Разработчик: | ОКБ Камова |
---|---|
Страна: | СССР |
Первый полет: | 1982 |
Тип: | Многоцелевой ударный вертолет |
В середине 1970-х годов в ОКБ под руководством генерального конструктора С.В.Михеева началась разработка усовершенствованного боевого вертолета нового поколения, который по своим характеристикам мог быть сопоставимым с разработанным в США новым боевым вертолетом McDonnell-Douglas АН-64А "Apache". Новый вертолет разрабатывался по традиционной для ОКБ двухвинтовой соосной схеме, но предназначался не для корабельного, а наземного базирования и использования для непосредственной поддержки наземных войск, подобно вертолетам Ми-24 и разрабатываемому новому вертолету Ми-28. Рабочее проектирование вертолета было завершено в декабре 1972 года. Первый опытный вертолет, совершивший первый полет 27 июня 1982 года (летчик-испытатель Н.П.Бездетнов), получил первоначально обозначение В-80Ш1 (вертолет 1980-х годов) и предназначался для выполнения боевых задач днем и ночью в простых и ограниченно сложных метеоусловиях на предельно малых высотах.
По своей компоновке новый вертолет, получивший позже обозначение Ка-50, значительно отличался от ранее разработанных в ОКБ вертолетов, имея фюзеляж и хвостовое оперение самолетного типа, убирающееся шасси и сравнительно большое крыло. Важнейшей особенностью вертолета, отличающей его от всех построенных и разрабатываемых боевых вертолетов, является использование на нем экипажа из одного летчика, что потребовало высокой степени автоматизации управления вертолетом и его вооружением.
За рубежом неоднократно предпринимались попытки сделать боевые вертолеты одноместными, полагая, что это позволит уменьшить потери летного состава в боевых действиях, однако на практике это не удалось осуществить. Одноместным предполагалось первоначально сделать и разрабатываемый в США по программе LHX легкий разведывательно-боевой вертолет RAH-66, однако после длительных испытаний было отдано предпочтение экипажу из двух человек.
Реализовать идею одноместного ударного вертолета стало возможным, лишь создав высокоинтегрированный комплекс бортового оборудования, включающий прицельные, пилотажные, навигационные и связные системы, обеспечивающие возможность автоматизированного пилотирования и боевого применения в различных режимах, а также автоматического обмена разведывательной и тактической информацией между вертолетами в группе. Большое внимание было уделено повышению боевой живучести вертолета, что было обеспечено использованием бронирования кабины летчика и важнейших агрегатов и применением безопасно повреждаемых конструкций. Впервые в практике мирового вертолетостроения на вертолете установлено катапультное кресло с тянущей ракетной системой, обеспечивающее катапультирование летчика во всем диапазоне высот и скоростей полета, включая нулевые. Для обеспечения безопасности катапультирования лопасти несущих винтов предварительно отстреливаются.
Для вертолета было решено использовать одноствольную пушку калибра 30мм, разработанную первоначально для армейской БМП, с селективным питанием, позволяющим летчику выбирать для стрельбы бронебойные или осколочно-фугасные снаряды. Пушка имеет ограниченную подвижность и может отклоняться на 15° по азимуту и 30° по углу возвышения с помощью гидравлического привода; дополнительное наведение пушки осуществляется отклонением всего вертолета.
Для борьбы с бронетанковыми средствами вертолет вооружен сверхзвуковыми ПТУР "Вихрь" с наведением по лазерному лучу, подвешиваемыми под крылом на поворотных пилонах, которые могут отклоняться вниз на 10°; на пилонах могут размещаться контейнеры с НАР или другим вооружением или топливные баки.
Во время летных испытаний были продемонстрированы высокая маневренность нового вертолета и успешное выполнение различных боевых заданий. Военные летчики-испытатели дали высокую оценку вертолету, подчеркнув, что, несмотря на экипаж из одного летчика, вертолет доступен строевым летчикам средней квалификации. Этому способствует отличная управляемость аэродинамически симметричного вертолета, автоматическое сканирование линии визирования обзорно-прицельной системы и применение нашлемной прицельной системы.
Вертолет Ка-50 был признан победителем в конкурсе на армейский боевой вертолет и запущен в серийное производство на авиационном заводе в г. Арсеньеве. Из-за сложностей финансирования программы производства было построено только 12 вертолетов, переданных армейской авиации; планируется расширение серийного производства.
Модификации
Ка-50 - первая модификация ударного вертолета.
Ка-50Ш - ночной ударный вертолет.
Ка-50Н - ночной ударный вертолет.
Ка-50-2 Эрдоган - двухместная модификация по стандартам НАТО
Ка-52 Алигатор - двухместный разведывательно-ударный вертолет
Конструкция
Вертолет двухвинтовой соосной схемы с двумя ГТД и трехопорным шасси. В конструкции широко использованы стекло- и углепластиковые композиционные материалы, составляющие около 35% массы планера.
Фюзеляж вертолета отличается хорошими аэродинамическими формами и подобен фюзеляжу самолета. Основным силовым элементом является продольный несущий короб сечением 1 х 1м, к которому крепятся основные элементы конструкции, включая редуктор, двигатели и опоры шасси. В носовой части размещается одноместная кабина экипажа с плоскими передним бронестеклом и боковыми стеклами. Над верхним открывающимся вбок остеклением установлено зеркало обзора задней полусферы. Доступ в кабину летчика осуществляется через открывающуюся дверь с левого борта. Кабина имеет мощное бронирование для защиты летчика и основных агрегатов, с двухслойной стальной броней, которая может противостоять бронебойным пулям калибра 12.7мм и снарядам калибра 20мм. Общая масса брони около 350кг.
Кабина снабжена катапультным креслом К-37, разработанным в НПО "Звезда" под руководством генерального конструктора Г.И.Северина. Кресло имеет ракетную тянущую систему, обеспечивая катапультирование летчика во всем диапазоне скоростей и высот полета, включая режим висения у земли. Для обеспечения безопасности катапультирования с вертолета с вращающимися несущими винтами предварительно производится отстреливание всех шести лопастей с помощью взрывных зарядов в комлевых частях лопастей.
Крыло прямое, размахом 7.3м, с законцовками, в которых размещаются контейнеры с оборудованием, под крылом установлены 4 поворотных пилона, которые могут отклоняться вниз на 10°.
Хвостовое оперение как у самолета с большим вертикальным оперением и прямым стабилизатором с концевыми шайбами. Во время испытаний боевой живучести производился отстрел хвостового оперения, но вертолет мог продолжать полет, сохраняя устойчивость и управляемость и совершать безопасную посадку.
Шасси трехопорное, убирающееся, передняя опора со сдвоенными колесами убирается назад, главные опоры имеют по одному колесу с пневматиками низкого давления и убираются назад и вбок.
Несущие винты соосные, трехлопастные, полужесткие, крепление лопастей осуществляется с помощью пакетов стальных пластин. Лопасти прямоугольной формы в плане, с хордой 0.53м, имеют усовершенствованные скоростные профили П55, разработанные в ЦАГИ, и стреловидные законцовки.
Силовая установка состоит из двух ГТД ТВЗ-117К со свободной турбиной взлетной мощностью по 1618кВт, установленных в отдельных гондолах по бокам фюзеляжа над крылом и снабженных пылезащитными устройствами.
Топливная система включает основные баки общей емкостью 3000л, расположенные внутри коробчатой балки, под крыло могут быть установлены дополнительно 4 ПТБ емкостью по 500л — для перегоночных полетов.
Тактико-технические характеристики
Размеры, м: | |
диаметр главного винта | 14.50 |
длина фюзеляжа | 13.50 |
высота | 4.90 |
Двигатели: | 2 ГТД Климов ТВ3-117ВМА |
взлетная мощность, кВт/л.с. | 2х____/2х1660 |
Массы и нагрузки, кг: | |
максимальная взлетная | 10800 |
взлетная в основном варианте | 9800 |
пустого снаряженого | 7692 |
Летные данные: | |
максимальная скорость, км/ч | 390 |
крейсерская скорость, км/ч | 270 |
статический потолок, м | 4000 |
практический потолок, м | 5500 |
дальность действия, км | 460 |
Дополнительная информация
Фотографии

Варианты окраски
