AH-1G

Разработчик: | Bell |
---|---|
Страна: | США |
Первый полет: | 1965 |
Тип: | Многоцелевой ударный вертолет |
Работы по созданию боевых вертолетов начались в США в 1950-х годах, когда было продемонстрировано успешное применение легких многоцелевых и транспортных вертолетов в боевых действиях в Корее. Уже тогда выявилась необходимость создания боевых вертолетов для эскортирования многоцелевых и транспортных вертолетов и непосредственной поддержки наземных войск. Было установлено, что боевые вертолеты, предназначенные для эскортирования транспортных вертолетов, должны иметь на 40% большую скорость и лучшую маневренность.
Первоначально для быстрого решения этой задачи были предложены усовершенствованные модификации серийных многоцелевых вертолетов в качестве боевых вертолетов промежуточного типа. Требования к таким вертолетам не были сформулированы, поэтому ведущими вертолетостроительными фирмами были модифицированы под установку вооружений серийные легкие многоцелевые вертолеты Bell UH-1 и Kaman UH-2 и даже транспортные вертолеты Sikorsky CH-3 и Boeing Vertol CH-47, снабженные турельными пулеметными установками и пилонами для крепления НАР. Однако эти вертолеты, хотя и были значительно облегчены и имели улучшенную аэродинамику, не превосходили по скорости транспортные вертолеты, и их разработка была прекращена.
В 1960 г. армия поставила задачу создания специализированного боевого вертолета с экипажам из летчика и стрелка, пулеметом на турельной установке и неуправляемыми ракетами и хорошо обтекаемым фюзеляжем для для достижения большей скорости полета по сравнению с обычными вертолетами.
Для ускорения разработки нового боевого вертолета в связи с началом войны во Вьетнаме (1964 г.), было решено использовать основные агрегаты и системы хорошо зарекомендовавших себя в эксплуатации легких многоцелевых вертолетов Bell UH-1.
В начале 1965 г. была завершена постройка первого опытного вертолета с убирающимся полозковым шасси, получившим обозначение AH-1 (Attack Helicopter), в сентябре 1965 г. состоялся его первый полет, а в ноябре 1966 г. - первый полет предсерийного вертолета. Поставка серийных вертолетов AH-1G началась в июне 1967 г., а с сентября их стали использовать в боевых действиях во Вьетнаме.
Серийное производство однодвигательных вертолетов AH-1 завершилось в 1986 г. (построено 1700 вертолетов различных модификаций), но продолжается работа по их модернизации, предусматривающую установку усовершенствованого оборудования и вооружения. В 2001 г. на вооружении в США и других странах оставалось 613 однодвигательных вертолетов AH-1.
Модификации
Bell 209 - прототип АН-1G с убирающимися шасси. Это обозначение имеют также гражданские варианты вертолетов, переоборудованые из военных.
AH-1G Huey Cobra - первая серийная модификация. Вертолеты AH-1G широко применялись в военных действиях во Вьетнаме для непосредственной поддержки наземных войск, эскортирования транспортных вертолетов и разведки. Было поставлено 1127 вертолетов AH-1G для армии США, включая тренировочные вертолеты TH-1G с двойным управлением и дополнительно 38 для корпуса морской пехоты, 6 для Израиля и 8 для Испании.
JAH-1G Huey Cobra - один экспериментальный вертолет с ПТУР AGM-114 Hellfire и многобарабанными пушками.
ТН-1G Huey Cobra - тренировочный вертолет на базе АН-1G.
Z.14 Huey Cobra - обозначение АН-1G предназначенных для ВМФ Испании.
YAH-1Q - восемь AH-1G оснащенные ПТУР TOW, четырьмя подвижными, в вертикальной плоскости, двойными кольцевыми направляющими, системой пуска, турелью с чувствительными датчиками прицельной системы М65.
AH-1Q Huey Cobra — модификация для борьбы с танками, вооруженные ПТУР TOW. Было переоборудовано 290 вертолетов AH-1G в AH-1Q.
YAH-1R - один вертолет AH-1G с двигателем Avco Lycoming T53-L-703 максимальной мощностью 1342 кВт/1800 л.с.
YAH-1S - один вертолет AH-1Q с двигателем Avco Lycoming T53-L-703 максимальной мощностью 1342 кВт/1800 л.с.
АН-1P — модификация с усовершенствованным несущим винтом с лопастями из стеклопластика. Для уменьшения образования демаскирующих вертолет бликов двояковыпуклые стекла кабины заменены плоскими стеклами.
АН-1S — модифицированный противотанковый вертолет для армии США, вооруженный ПТУР TOW и снабженный ГТД мощностью 1342 кВт/1800 л.с., взлетной массой до 4530 кг, и увеличенной хордой лопастей несущего винта, имеющих сужающиеся законцовки. С 1976 г. было поставлено 354 новых и переоборудовано 487 вертолетов. Новые вертолеты отличались усовершенствованным оборудованием, лопастями из стеклопластика и плоскими стеклами кабины вместо двояковыпуклых. В 1984 г. начаты поставки вертолетов AH-1S для сил самообороны Японии. Кроме того были поставлены 24 вертолета для Иордании, 20 для Пакистана, 37 для Израиля и 74 для Южной Кореи.
TH-1S - тренировочный вертолет с системой ночного виденья FLIR и комплексной системой индикации и прицеливания IHADSS, используемой на боевых вертолетах AH-64A. В 1984-1985 гг. переоборудовано 10 вертолетов TH-1S из AH-1S.
АН-1Е — модификация вертолета АH-1Р с пушкой M197 калибром 20 мм на универсальной турельной установке с автоматическим выдерживанием линии прицеливания. В 1973-1979 гг. армии США поставлено 98 вертолетов АН-1Е.
AH-1F - противотанковый вариант, вооруженный ПТУР TOW с новым прицельным оборудованием с лазерным дальномером, ЭВМ, нашлемным прицелом, доплеровской навигационной системой, системой уменьшения ИК-излучения двигателя и ИК-ловушками. Армии США поставлено 99 вертолетов в 1981 г., а затем еще 50 вертолетов для национальной гвардии США.
Fuji AH-1S - построенная японской фирмой Fuji по лицензии версия AH-1F с ГТД Кawasaki (Textron Lycoming) T53-K-703.
Model 249 - модификация с четырехлопастным несущим винтом от вертолета Bell 412, обеспечивающим меньший уровень вибраций и более высокую маневренность.
Bell 309 King Cobra - опытный боевой вертолет для испытания вооружения и систем, предназначенных для новых модификаций. На средства фирмы было построено два опытных вертолета, которые проходили летные испытания в 1971-1972 гг.
Конструкция
Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом, одним ГТД и полозковым шасси.
Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок. Кабина экипажа двухместная с расположенными друг за другом сиденьями стрелка и летчика, которое приподнято над сиденьем стрелка на 0.25 м. Фонарь с плоскими стеклами сводит к минимуму отсвечивание и увеличивает пространство над головой летчика, на вертолете применена усовершенствованная автономно действующая система аварийного сбрасывания окон и дверей. Для защиты экипажа и наиболее ответственных участков конструкции и агрегатов от наземного огня использована облегченная стальная броня массой 122 кг. Броневыми плитами защищены сиденья летчика и стрелка и боковые панели фюзеляжа. Конструкция хвостовой балки усилена, чтобы противостоять попаданию снарядов калибра 23 мм. Для планера вертолета использована окраска, способствующая уменьшению визуальной и ИК-заметности.
Несущий винт двухлопастный с втулкой «тип 540» с общим горизонтальным шарниром и осевыми шарнирами типа «дверная петля». Лопасти прямоугольной формы в плане, цельнометаллические, изготовлены из алюминиевых сплавов, хорда лопасти 0.76 м. Комлевые части лопастей для повышения их стойкости, чтобы противостоять попаданию снарядов калибром 23 мм, сужены с обеих сторон по хорде и утолщены. Начиная с 67-го вертолета AH-1G на несущем винте используются лопасти с суженной законцовкой для уменьшения сопротивления и уровня шума, выполненные из композитных материалов.
Рулевой винт двухлопастный, диаметром 2.59 м, установлен на киле с правой стороны. Лопасти прямоугольной формы в плане с цельнометаллическим лонжероном из алюминиевого сплава и сотовым заполнителем, хорда лопасти 0.305 м.
Крыло размахом 3.28 м, среднерасположенное, прямое, трапециевидной формы в плане с небольшой стреловидностью по передней кромке (14.6°), на крыле имеются четыре узла для подвески вооружения, контейнеров с оборудованием или топливных баков. Средняя хорда крыла 0.83 м, угол заклинения 14°.
Шасси неубирающееся, полозковое, выполнено из алюминиевых сплавов с пластиковыми обтекателями стоек, для улучшения износостойкости полозки снабжены стальными накладками, колея шасси 2.13 м.
Силовая установка состоит из одного турбовального ГТД Avco Lycoming, размещенного в обтекателе сверху фюзеляжа. Воздухозаборники боковые, выхлопное сопло снабжено кожухом для охлаждения выхлопных газов наружным воздухом и снижения ИК-излучения, кроме того, сопло отклонено вверх.
Топливная система. Топливо содержится в протектированных баках емкостью 980 л. На усовершенствованных вариантах вертолета используется замкнутая система пополнения топливом расходного бака. Емкость маслобака 19 л.
Трансмиссия расчитана на передачу мощности 940 кВт/1290 л.с., включает в себя главный редуктор, редуктор двигателя, редуктор привода рулевого винта и соединительные валы.
Система управления стандартная, дублированая, бустерная, управление стабилизатором синхронизировано с управлением циклическим шагом несущего винта. В случае необходимости управление рулевым винтом может осуществляться вручную. Вертолет оснащен автоматической системой повышения устойчивости и улучшения управляемости SCAS.
Электросистема включает стартер-генератор постоянного тока напряжением 28 В и силой тока 300 А, никель-кадмиевый аккумулятор напряжением 24 В и емкостью 22 А·ч, два преобразователя постоянного тока в переменный на 100 В·А каждый и трансформатор на 50 В·А.
Электронное оборудование включает станцию связи AN/АРС-114, коротковолновую станцию связи AN/ARC-164 и станцию связи метрового диапазона AM/APC-115. На модернизированных вертолетах AH-1S установлены доплеровская навигационная система AN/ASN-128, приемник радиолокационного обнаружения APR-39, передатчик активных ИК-помех AN/ALQ-144, индикаторы обстановки в горизонтальной и вертикальной плоскостях, радиовысотомер, резервный магнитный компас для второго летчика, ответчик системы опознавания АМ/АРХ-100, подсистема воздушных данных GEC М-143.
Вооружение состоит из системы М65 с 8 ПТУР BGM-71 TOW, подвешиваемыми под крылом на внешних пилонах, и универсальной турельной установки М197 с трехствольной пушкой Гэтлинга калибром 20 мм с боезапасом 750 снарядов и скорострельностью 730 выстрелов в минуту. Пушка управляется летчиком или стрелком с помощью нашлемного прицела или оптического прицела наведения ракет TOW. Углы обстрела 100° по азимуту и по возвышению 50° вверх и 22° вниз. На первых модификациях использовалась турельная установка ХМ28 с двумя пулеметами Miniguns калибром 7.62 мм с боезапасом 4000 патронов каждый или два гранатомета M129 калибром 40 мм с боезапасом 300 гранат (или один пулемет и один гранатомет). Начиная со 101-го вертолета устанавливается подсистема управления подкрыльными подвесками М138, со 199-го вертолета устанавливаются подсистема управления огнем, включая нашлемный индикатор для летчика, цифровая ЭВМ управления огнем, всенаправленная воздушная система для повышения точности стрельбы и лазерный определитель дальности, предусмотрена также возможность установки автоматического лазерного устройства наведения AN/AAS-32 и стабилизированного прицела с лазерным дальномером для наведения ракет TOW или прицела, связанного с бортовой ИК-системой FLIR для обнаружения целей в передней полусфере.
Размеры, м: | |
диаметр несущего винта | 13.41 |
длина с вращающимися винтами | 16.18 |
длина фюзеляжа (без пушки) | 13.59 |
ширина фюзеляжа | 0.99 |
высота с вращающимся рулевым винтом | 4.09 |
AH-1S | |
Двигатели: | 1 ГТД Avco Lycoming T53-L-703 |
взлетная мощность, кВт/л.с. | 1342/1800 |
Массы и нагрузки, кг: | |
максимальная взлетная | 4535 |
пустого снаряженого | 2993 |
Летные данные: | |
непревышаемая скорость, км/ч | 315 |
максимальная крейсерская скорость с ПТУР TOW, км/ч | 227 |
максимальная скороподъемность, м/с | 6,25 |
статический потолок с учетом влияния земли, м | 3720 |
дальность полета, км | 510 |
расчетные перегрузки | +2.5g/-0.5g |
Дополнительная информация
Фотографии

Варианты окраски
