Мир винтокрылых машин

СШАAH-1J

Вертолет AH-1J Sea Cobra армии Ирана
Разработчик:Bell
Страна:США
Первый полет:1970
Тип:Многоцелевой ударный вертолет


В 1968 г. фирма Bell начала разработку двухдвигательного вертолета АН-1J Sea Cobra, являющегося усовершенствованным вариантом вертолета АН-1G, для корпуса морской пехоты США. Применение силовой установки из двух ГТД большей мощности в сочетании с новым несущим винтом с увеличенными диаметром и хордой лопастей обеспечивало улучшение летных характеристик и повышение безопасности эксплуатации с авианосцев, а также увеличение боевой нагрузки до 900 кг, что позволило использовать турельную установку ХМ187 с трехствольной пушкой калибром 20 мм и различные варианты вооружения, подвешиваемого под крылом.

Первый серийный вертолет АН-1J со спаренными ГТД Pratt&Whitney РТ6Т-3 Twin Pac взлетной мощностью 1340 кВт/1800 л.с., совершил первый полет в октябре 1970 г., а уже с февраля 1971 г. боевые вертолеты АН-1J стали использоваться во Вьетнаме в боевых действиях корпуса морской пехоты, которому было поставлено 67 вертолета.

В 1972 г. для вооруженных сил Ирана были заказаны 202 вертолета АН-1J, поставки которых были завершены в 1977 г. Первые 140 вертолетов были такими же, как для корпуса морской пехоты США, последующие 62 были вооружены ПТУР TOW. В 1976-1977 гг. поставлено 8 вертолетов АН-1J с ПТУР TOW для Южной Кореи.

Модификации

AH-1J Sea Cobra - оригинальная двухдвигательная модификация.

AH-1T Improved Sea Cobra - усовершенствованный вариант для корпуса морской пехоты США с ПТУР TOW и системой управления с большей точностью наведения. Первый полет состоялся в мае 1976 г., поставки первых заказанных 57 вертолетов начались в октябре 1977 г.

AH-1W Super Cobra - развитие вертолета АН-1Т с двумя ГТД General Electric Т700-GЕ-401 взлетной мощностью по 1212 кВт/1625 л.с.; совершил первый полет в ноябре 1983 г. Первый серийный вертолет АН-1W поставлен в марте 1986 г. для корпуса морской пехоты, заказавшего первоначально 44 вертолета, дополнительно заказано 30 вертолетов. Кроме того, 42 вертолета АН-1Т были модернизированы в АН-1W.

AH-1RO Dracula - модификация AH-1W для серийного производства по лицензии в Румынии с европейским оборудованием и вооружением. Не реализован (предполагается производство 96 вертолетов).

АН-1W IWS - опытный вертолет с комплекной системой вооружения и новой кабиной экипажа с усовершенствованой ЭВМ, цифровой картой и цветным многофункциональными дисплеями.

АН-1W (4BW) — опытный боевой вертолет, модификация AH-1W с четырехлопастным несущим винтом от вертолета Bell 412, хорда лопасти 0.63 м; две лопасти могут складываться, совершил в январе 1989 г., взлетная масса увеличена до 7620 кг, непревышаемая скорость до 370 км/ч.

АН-1W Venom — развитие вертолета АН-1ВW в соответствии с требованиями к боевому вертолету для вооруженных сил Великобритании. Снабжен вооружением для эксплуатации в условиях плохой видимости, ночью и для автономной навигации.

AH-1Z Viper - усовершенствованый боевой вертолет, развитие АН-1W (4BW), совершил первый полет в декабре 2000 г., имеет четырехлопастный несущий винт без шарниров и подшипников, полностью изготовленный из композитных материалов, и четырехлопастный рулевой винт из композитных материалов, новый главный редуктор, новое крыло большего размаха с дополнительными топливными баками емкостью 380 л. Вертолет оснащен интегрированной системой управления вооружением с многофункциональными цветными дисплеями обзорно-прицельной системой с бинокулярными нашлемными прицелами, стандартное вооружение будет состоять из восьми ПТУР AGM-114 Hellfire, двух контейнеров НАР калибром 70 мм и двух УР класса «воздух-воздух» Sidewinder. Корпусом морской пехоты заказано 180 вертолетов AH-1Z, которые будут переоборудованы из АН-1W.

AH-1Z King Cobra - один вертолет AH-1Q с двигателем Lycoming T53-L-703 максимальной мощностью 1342 кВт/1800 л.с.

Bell 309 King Cobra - опытный боевой вертолет для испытания вооружения и систем, предназначенных для новых модификаций. На средства фирмы было построено два опытных вертолета, которые проходили летные испытания в 1971-1972 гг.

Конструкция

Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом, двумя ГТД и полозковым шасси.

Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок, с узким поперечным сечением и удлиненной носовой частью. Кабина экипажа двухместная (стрелок сидит спереди, летчик сзади). Для защиты экипажа сиденья и боковые панели выполнены из брони NOROC, предусмотрена также защита наиболее ответственных элементов конструкции. В отсеке под носовой частью размещено электронное оборудование управления ПТУР TOW. Стреловидное вертикальное оперение является пилоном рулевого винта. Стабилизатор размахом 2.11 м с перевернутым профилем установлен на хвостовой балке впереди вертикального оперения.

Несущий винт двухлопастный, использован от вертолета Bell 214, но имеет лопасти с увеличенной до 0.84 м хордой и стреловидными законцовками. Втулка имеет эластомерные подшипники «ластофлекс» и тефлонные подшипники. Лопасти несущего винта имеют лонжерон из алюминиевого сплава с накладкой из нержавеющей стали.

Рулевой винт двухлопастный, аналогичный рулевому винту вертолета Bell 214, но имеет увеличенные диаметр до 2.97 м и хорду лопастей до 0.305 м.

Крыло размахом 3.23 м среднерасположенное, стреловидное используется для внешней подвески вооружения на четырех узлах, каждый из которых рассчитан на крепление грузов массой 308 кг. Профиль крыла NACA 0024-0030, угол стреловидности по четверти хорд 14.5°, угол заклинения 14°.

Шасси неубирающееся полозковое, колея 2.13 м. Возможна установка колес для рулежки по земле.

Силовая установка состоит из двух двигателей General Electric T700-GE-401 установленых сверху фюзеляжа в горизонтальном положении. Воздухозаборники боковые. Сопла снабжены эжекторными устройствами для уменьшения уровня ИК-излучения.

Топливная система. В фюзеляже расположены два топливных бака общей емкостью 1153 л. Возможна установка двух дополнительных топливных баков емкостью по 378 л или 296 л. Топливозаправочная горловина находится с левой стороны фюзеляжа, за кабиной экипажа. Емкость маслобаков 19 л.

Система управления. Управление обеспечивается с помощью трех независимых гидравлических систем с давлением 20.7 МПа.

Электросистема включает два генератора постоянного тока (28 В, 400 А) две батареи (24 В, 34.5 А·ч) и 5 преобразователей.

Электронное оборудование состоит из станции управления дециметрового диапазона AN/ARC-159 (V), тактической станции с ЧМ AN/ARC-159 (V), переговорного устройства AN/AIC-18, системы Tacan AN/ARN-84 (V), радиокомпаса дециметрового диапазона AN/ARA-50, гирокомпаса AN/ASN-75B, радиокомпаса AN/ARN-83, радиовысотомера AN/ARN-171 (V), системы опознавания AN/ARX-72 и маяка-ответчика AN/ARN-154 (V). Предусмотрена возможность установки шифратора TSEC/KY-28 для системы связи и ЭВМ K1T-1A-TSEC Мк.XII. Дополнительное оборудование включает разбрасыватели ИК-ловушек SUU-4, дымовые гранаты М118, разбрасыватели дипольных отражателей ALE-39.

Вооружение. Под крылом могут подвешиваться 8 ПТУР TOW или 8 ПТУР AGM-114 Hellfire; 4х7 НУР Hydra 70 калибром 70 мм, 4 бомбы GBU-55B, 2 бомбы Мк.77, два контейнера GRU-2A с пушками калибром 20 мм или 16 НУР Zuni калибром 127 мм. Возможно использование 4 УР класса «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder. Встроенное вооружение вертолета включает трехствольную пушку М197 калибром 20 мм с боезапасом 750 снарядов.

Тактико-технические характеристики

Размеры, м:
диаметр несущего винта14.63
длина с вращающимися винтами17.68
длина фюзеляжа13.87
ширина фюзеляжа0.98
высота с вращающимся рулевым винтом4,32
Двигатели:2 ГТД
General Electric T700-GE-401
взлетная мощность, кВт/л.с.2х1285/2х1783
AH-1WAH-1Z
Массы и нагрузки, кг:
максимальная взлетная66908390
пустого снаряженого49505580
Летные данные:
непревышаемая скорость, км/ч352370
максимальная крейсерская скорость, км/ч278291
максимальная скороподъемность, м/с8.214,2
статический потолок с учетом влияния земли, м44956100
дальность полета, км520685
расчетные перегрузки+2.5g/-0.5g+3.5g/-0.5g

Дополнительная информация

Фотографии

Фотографии AH-1

Варианты окраски

Варианты окраски AH-1J
Hosted by uCoz